top of page

Профессор Квиррелл: когда что-то пошло не так

А если с мозгами в порядке у вас,

Вас к знаниям тянет давно,

Есть юмор и силы гранит грызть наук,

То путь ваш - за стол Когтевран.


Песня Распределяющей Шляпы



Из песен Госпожи Шляпы и многочисленных преданий, сказок, баек и слухов нам известно, какие качества леди Ровена ценила в своих учениках: острый ум и тяга к знаниям. Частенько к ним вдовесок идут мечтательность и/или чувство собственной исключительности, и тогда на одной чаше весов появляется погруженная в размышления Луна Лавгуд, а на второй - Гилдерой Локхарт с автобиографическими учебниками, полными сказаний о собственных подвигах, которых он никогда не совершал. Эти двое - отличная иллюстрация того, что факультет, конечно, решает многое, но не всё.


Или взять, например, одного способного, но очень ранимого мальчика. У него нелепая беличья фамилия, но зато очень громкое, хотя и давно забытое имя древнего бога, который был то ли батюшкой основателя Рима, то ли мирной ипостасью воинственного Марса, то ли двуликим Янусом; мутный, короче, тип, но в своё время был очень уважаем римлянами, которые даже называли себя в его честь - квиритами.


Но вернёмся к мальчику. Все мы знаем из личного опыта, книг или кинолент таких тихих, слегка подзабитых детей; про них ещё говорят: "себе на уме" и нередко задирают. Задираться - плохо. Но смешно. Смешно, правда, только тем, кто задирает, а плохо и для их кармы, и для объекта насмешек, потому что из-за ранимости своей они навсегда запоминают обиды и потом всю жизнь ходят с недовольными лицами на мир обозлённые. Но всё ещё способные.


Беда Квиринуса Квиррелла заключалась в том, что он - волшебник, а с большой силой приходит большая ответственность и всё такое (будь он магглом, и судьба сложилась бы... никак, что обычно и происходит, и профессор бы точно не умер, пытаясь открутить Гарри Поттеру голову). Он попал в Хогвартс, уселся на заветный табурет, надели ему Шляпу на голову, та в своём репертуаре прокашлялась, потянула время да и отправила его за стол под сине-бронзовыми флагами. Ну, у него ведь острый ум. И тяга к знаниям. А вот эта вся психология - её, вообще-то, при желании и подправить можно, у одиннадцатилетнего, тем более, ребёнка.


И Квиринусу бы обрадоваться: такой билетище золотой вытянул! Для него слова "Ты волшебник, Квиринус!" должны были звучать так же торжественно, как и для Гарри Поттера. Мы, увы, ничего не знаем о его семье (кроме того, что волшебников и магглов там было fifty-fifty). Может, он с детства знал, что поедет в Хогвартс, может, это выяснилось чуть позже и более неожиданно, но факт остаётся фактом: вместо того, чтобы начать жизнь с чистого листа, наш герой продолжал, как и раньше, и окружение тоже продолжило, как раньше. Острый ум его придумывал едкие ответочки на шутки двухдневной давности, а тяга к знаниям привела к изучению Тёмных сил. Ну, так. Факультативно. Я даже думаю, что не столько из-за неоформленного чувства мести, сколько просвещения ради.


И, конечно, в кругосветное путешествие на поиски Волан-де-Морта он тоже отправился не для того, чтобы к нему примкнуть, стать падаваном или рабом без права голоса. Свойственная иным когтевранцам мечтательность порой рисует подобные картины: а что бы было, если бы я, такой весь в белом и на коне... А побочное чувство собственной исключительности поддакивает: а почему бы нет? Ты же умный, Квиринус? Конечно, умный! Любознательный? Очень любознательный. Вот чисто для эксперимента. Заодно докажешь всем этим людям, что тоже кое-чего стоишь. И знания применишь. Зря, что ли, читал это всё?


Окажись Квиринус магглом - просто бы взваливал на себя непосильную ношу и с мученическим лицом её тащил. Хотя, возможно, воспользовался бы какой-нибудь напряжённой ситуацией, чтобы занять место постатусней. Подобным характерам посвящаются целые книги, но основная мысль заключается в том, что тихие, обиженные люди, если не происходит в мире ничего из ряда вон выходящего, так и остаются тихими и обиженными людьми, представляя перед сном, как бы они тиранили всех неугодных. Квиррелла, всё ещё очень способного колдуна, который даже палочку волшебную обычно не доставал, так как великолепно баловался невербальной магией, когда-нибудь, может, и отпустило бы. Но его горе ещё и от ума, так что Тёмного Лорда он в итоге отыскал; только вот мечты подвели, чувство собственной исключительности, как всегда, солгало, и профессор в итоге стал лишь орудием в чужих руках.


А чтобы он сам про себя такого не думал и не оскорблялся, Волан-де-Морт достаточно топорно вешал ему на уши лапшу, которой Квирреллу так не хватало: "есть только сила, есть только власть, и есть те, кто слишком слаб, чтобы стремиться к ней…", продолжая раздувать чувство собственной исключительности, с которым и так был сильный перебор. А ещё у Квиррелла наконец появилась возможность проявить себя и свою сообразительность, дабы доказать, что уж кто-кто, а он точно не слаб. Правда, ему постоянно мешали, но всё-таки: пробраться в самый охраняемый банк, раздобыть драконье яйцо, чтобы намеренно проиграть его, откопать горного тролля и притараканить его в "самое безопасное место" © Дамблдор, гоняться за единорогами может далеко не каждый встречный-поперечный. Его наверняка грела мысль, что всё это проделывает он. Наконец-то пригодились знания и навыки. Г-г-гар-ри П-п-пот-т-тер только этот не в тему совсем.


Такие истории порой происходят с талантливыми людьми, лишёнными самокритичности. Бывает, что человека занесёт куда-нибудь, и он, при своём уме, при своих талантах, начинает вести себя, как какой-то гоблин. Они, кстати, тоже очень талантливый и мудрый народ, но такие гоблины порой! И Квиринус Квиррелл - хороший пример того, как не надо делать. Как не надо уходить в свой крохотный безопасный мирок, как не надо уделять время лишь получению знаний, забывая об эмоциях, чувствах, развлечениях, друзьях (ну или хотя бы товарищах) и как не надо отказываться от верных принципов в угоду тем, что по душе, так скажем, тёмной стороне натуры. Вот представьте Гермиону Грейнджер, которая не вылезает из книг, сидит одна-одинёшенька и копит обидульки. Представили? Вот-вот.


И-и-и на этой радостной ноте вот вам лекарство от того, как не стать профессором Квирреллом: отложите все дела, соберите друзей и устройте бесчинство в Общей Гостиной. Да с юморком, потому что как раз этой черты, которую, между прочим, тоже ценила леди Ровена, у профессора и не было.


Размышлял и прикидывал

Мяун Вдович.

До новых статей!

57 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page