top of page

Человек или вселенная. Гордыня против бесконечности.

Когда человек впервые вылез из-под коряги, он дрожал от холода и сырости. А когда он оглянулся, то ему стало еще и страшно. Мир был очень большой и опасный. Шло время, и люди обвыклись в этом мире, он не казался таким уж большим, а опасных животных они научились отгонять, или даже готовить. Почувствовав некоторую безопасность, возомнив себя главным в этом мире, человек, наконец, решил немного расслабиться. А потому развалился на траве и впервые, как следует, посмотрел на небо. И снова испугался. Вселенная ему намекнула, очень так тонко, что он рано обрадовался. Чудищ там не было, человек их позже нарисовал среди звезд, но вот масштабы ужасали. А ведь уже привык к тому, что мир имеет границы и не давит на тебя своими масштабами. А где тут искать границы, и как остановить это давление? И вот тогда впервые родился один из фундаментальных мировоззренческих принципов – Если не можешь что-то остановить, то возглавь это. Человек встал во весь рост, воздел руки к небу и… объявил себя центром вселенной.



Как только людей стало интересовать что-то большее, чем поесть и не погибнуть, они стали изучать окружающий мир. И одной из главных целей стала задача понять, как устроена вселенная и какие у неё размеры. Но чтобы понять размер, надо определить границы. А где их искать? Вначале было всё просто – вот там горизонт, а значит и край земли. Однако познание мира заметно отдаляло эти границы. Мы не будем описывать все варианты устройства мира – читатель их хорошо знает. Это и киты, и черепахи со слонами, и многие другие. А вот с размерами всё еще было размыто. И определения были такие же «точные» - За горами, за долами. За тридевять земель. Зверь не добежит, птица не долетит. Семь сапогов истопчешь.

Даже лучшие учёные тех времён путались в расчётах:


Задача: От Москвы до края Земли восемьсот вёрст. Сколько до края Земли аршин?

Ответ: Уйма.



Но человек очень гордый. С краями не вышло, выйдет с центром. Где ему быть? Где же, как не прямо тут? Самое простое мировоззрение сводится к пониманию – мы тут, а мир вокруг. Солнце и звезды крутятся вокруг нас, значит, мы и есть центр. Такое понимание вселенной длилось тысячелетиями. Но вот, во времена античности, некоторые учёные стали приходить к выводу, что в центре Солнце, а наша Земля лишь вращается вокруг неё. Увы, не все такие идеи разделяли. А те ученые, кто думал по старинке, просто апеллировали к большинству, которое и решало.


Но вот в средние века Коперник выпустил свои труды и доказал, что Солнце действительно в центре. «Ну в центре и в центре» - подумали люди и вернулись к своим делам. А вот Джордано Бруно это не устроило. Он взял книгу Коперника и стал бродить по Европе, долбя ей каждому по голове, заставляя признать новую теорию. Люди того времени разговор отдельный – пусть будет по-вашему, только дайте поесть. Казалось бы, вопрос решен, мы не в центре мира. Как бы не так. Цивилизация была уже достаточно умной, и, посовещавшись, приняла решение: Земля не в центре, но часть солнечной системы, но та уж точно центр вселенной. Всё, дискуссия окончена.


Шло время. Наука пошла вперёд. За одними открытиями пошли другие. Среди них стоит отметить те, что сделал Уильям Гершель. Он, орудуя гигантскими телескопами, заглянул в глубины вселенной настолько, что предшественникам и не снилось. А это уже не много ни мало, а 18-й век. Ну так вот. Этот ученый озвучил теорию «Островных вселенных», речь идёт о галактиках. Очень быстро теория распространилась и понемногу восприняла, что звездные системы живут во вселенной некими кучками. Ну, что там с другими галактиками, нам, конечно, до груши под потолком. Разобраться бы со своей. И человек задумался. Звезды на небе раскиданы равномерно, еще каких-либо идей нет, а значит всё просто и ясно – мы в центре галактики. Ура, наша гордость не ущемлена.


Дорогой читатель, ты не поверишь, но такое понимание нашего места во вселенной официально было оформлено аж до начала 20-го столетия. Вы только представьте. Через каких-то 20-30 лет Альберт Эйнштейн будет уже представлять свои идеи о времени и пространстве, а мы всё еще «Восседаем на троне центра мира». Да, в самом начале этого века было доказано - наше место лишь в одном из рукавов галактики, да и там с самого края. Как же это больно примерять королевскую парчу, и вдруг осознать себя провинциалом.



Новый век, тот который 20-й, стал очередным этапом революционных открытий в понимании космоса. Искусственные аппараты бороздят пространство, человек шагнул за пределы планет, люди заглянули в самые дальние глубины космоса. Нет больше места для мистики и веры в величие. Три ха-ха два раза. Читаем книги 70-80-х годов. Вселенная расширяется, галактики разбегаются друг от друга. Но наша галактика, та что «Млечный путь», находится неподвижно в центре, а остальные разбегаются от неё. Воистину гордыня человека не имеет границ.


Но опять обида. Не оценила ни вселенная, ни наука истинных стремлений. Нет нам места далее свалки за забором. Такое разочарование даже свело на нет, начавшийся было бум на предмет братьев по разуму. И сами посудите – какой нам смысл в пришельцах, если мы не самые главные, и не самые лучшие во вселенной. Гораздо приятнее чувствовать себя единственным, но неповторимым. И что же остаётся бедному и обиженному человеку? Вселенная низвергла его с трона. Но, через нас не пройдёшь, как говорится. No pasarán! Не получилось с миром, получится с возвеличиванием себя в ранг вершины эволюции. Пришельцы более не нужны, они же не должны быть выше нас. В идеале, их не должно быть в космосе вообще. Люди велики, люди непостижимы, люди не непобедимы. Кто против – у нас все за!


Алиса: Да ничего с нами не случится. Человек – царь природы.

Профессор Селезнёв: Жаль только звери об этом не знают, они не грамотные.

69 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page