top of page

Музыка души. Вивальди. Времена года

«Знаете, друг мой, в музыке бывает так, что внешний мир перестает существовать и не остается больше ничего, кроме звуков, которые поражают вас прямо в сердце». Гастон Леру. (Призрак Оперы)


Здравствуйте, дорогие читатели!


Я не ошибусь, сказав, что многие из вас придают огромное значение музыке. Даже если сами этого не замечают. Музыка окружает нас повсюду: она льется из динамиков на улице, звучит в автомобилях, звонко раздается в голосах оперных певцов… Но музыку можно не только услышать, ее можно и почувствовать.


Музыка – это неисчерпаемый источник, полный загадок и тайн. Касаясь его, мы открываем в себе что-то новое, доселе неизведанное. Музыка открывает нам новые страны и приближает далекие горизонты. Музыка удивительна тем, что она умеет прекрасно обходиться без слов, ведь ее слова – это звуки. И этими звуками музыка проникает в самую глубь нашей души, завладевает каждой частичкой ее пространства.

- Получается, музыка – самая могущественная сила, способная подчинить себе всё? – спросите вы. И я отвечу: «А почему бы и нет?»

Мы слушаем и слышим. И каждое произведение мы воспринимаем по разному, каждый по-своему. И сегодня я хочу рассказать вам об одном из величайших классиков своего времени. Об итальянце Антонио Вивальди и его гениальном произведении «Времена года».



На самом деле название этого произведения переводится не совсем точно. Правильное название – «Четыре времени года». На первый взгляд кажется, что нет никакой разницы, но не спешите с выводами. Давайте же окунемся в это произведение полностью и попробуем разобраться.


На дворе стоял 1723 год, когда данные концерты вышли из-под пера маэстро (но по некоторым данным уже в 1720 году). Но достоянием публики автор сделал их лишь в 1725 году. Очевидно, что автор не торопился с опубликованием и старался доработать получившееся произведение.

В европейском искусстве в то время главенствующим стилем был Барокко. Ох, этот незабываемый стиль, наполненный карнавалами и процессиями, глубокими философскими измышлениями и научными переворотами. Барокко - динамический, аффектированный стиль, которому свойственны театральность, фееричность и иллюзионизм. В художественной атмосфере Барокко любое произведение искусства обязательно имеет некие побочные смыслы и намёки. Как кокетливая барышня, что представляет собой неразгаданную загадку.


Вивальди любил путешествовать. И во время путешествия по Италии, наблюдая из окна кибитки за миром живой природы, окружающими его людьми, вслушиваясь в цокот копыт и поскрипывание колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты. Надо сказать, что идея описания времен года активно использовалась композиторами и художниками во все времена.


Это легко объяснимо. Во-первых, при помощи средств конкретного искусства создавалась возможность запечатлеть события и дела, наиболее характерные для того или иного времени года. Во-вторых, глубокий философский смысл. Смена времен года рассматривалась в аспекте смены периодов человеческой жизни. Сперва идет весна, которая олицетворяет пробуждение природных сил, начало и символизировала юность. Зима же ассоциируется с концом пути – старостью. Промежуток между этими временными отрезками отмечен юностью и зрелостью.


Но вернемся непосредственно к Вивальди и обратимся к его концертам. Как я уже говорила, все начинается с Весны.


Вот как звучит Сонет на концерт весны:

Весна грядёт! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грёз.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пёс.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.


Мы слышим начало, в котором мелодия передаёт радостные чувства, связанные с приходом весны. Пение птиц имитирует скрипка, а затем оркестр передаёт звуки грома. Каждый, наблюдавший весну в деревне, может создать свой образ весны. Звуки скрипки, пассажи напоминают о той радости, которую испытывает человек в начале жизни и в начале весны.

За весной следует жаркое лето, наполненное солнечным светом и процветанием всего живого.

От тяжкого, удушливого зноя

Страдает, сохнет всё в природе,

Томится жаждой всё живое.

Кукушки голос звонко и призывно

Доносится из леса. Нежный разговор

Щегол и горлица ведут неторопливо,

И тёплым ветром напоён простор.

Вдруг налетает страстный и могучий

Борей, взрывая тишины покой.

Вокруг темно, злых мошек тучи.

И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:

Бьют молнии, грохочет гром,

И спелые колосья вырывает

Гроза безжалостно кругом.


В «Лете» Вивальди так же блестяще удается воплотить те состояния, которые так хорошо знакомы каждому человеку, изнывающему от зноя – лень и истома. Но вскоре они сменяются оцепенением и страхом, возникающим от ледяных порывов ветра и разбушевавшейся грозы.



В «Осени» маэстро приглашает всех на праздник урожая и мастерски воссоздает все то, что там происходит: скрипач-солист своими пассажами «разливает» по бокалам вино, после чего захмелевшие крестьяне неуверенной походкой и слегка заикаясь, расходятся по домам.


Деревня погружается в сон, а утром все отправляются на охоту – музыка живописно «рисует» картину скачки, игру на охотничьих рогах и меткие выстрелы. Очень ярко дана характеристика и зимнему времени года в последнем концерте. В нем можно услышать и стук зубов от холода, и вой вьюги, и топот ног, помогающий согреться в лютый мороз.

Шумит крестьянский праздник урожая.

Веселье, смех, задорных песен звон!

И Бахуса сок, кровь воспламеняя,

Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,

Но петь и танцевать уже невмочь.

И, завершая радость наслажденья,

В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору

Охотники, а с ними егеря.

И, след найдя, спускают гончих свору,

Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,

Израненный, слабеющий беглец

От псов терзающих бежит упрямо,

Но чаще погибает, наконец.


Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.


На смену осени традиционно приходит снежная зима.

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.


Зимние картины не столь радостны, но в каждом времени года и в каждом возрасте есть свои преимущества – вот главная мысль этого концерта.




Во всех четырех барочных концертах композитор достигает высот изобразительности. И, возвращаясь к началу статьи, стоит сказать, что содержание всех частей не ограничивается только лишь природным сюжетом. Вивальди в своих произведениях подразумевал разный возраст человека, от рождения до смерти (весна – пробуждение природных сил, лето – расцвет природы и личности человека, осень – начало увядания, а зима – конец жизни или старость). Такие символические намёки и побочные смыслы были характерны для времени барокко. Это было ясно любому тогдашнему просвещённому слушателю.


Более того, в «Зиме» композитор оставил намек на последний круг ада, описанный Данте Алигьери в «Божественной комедии». Помимо этого, «Времена года» соотносят и с четырьмя регионами Италии, расположенными по сторонам света – восходу соответствует Венеция, полудню – Неаполь, вечеру – Рим, а полуночи– Болонья. Они же соотносятся с четырьмя сторонами света.


"Времена года" имеют и важный психологический аспект. Они избавляют от чувства страха, наполняют уверенностью, сонаты и концерты отлично разгоняют утреннюю сонливость, медленные произведения способствуют концентрации, повышают внимательность, улучшают память, ускоряют запоминание, помогают решению интеллектуальных задач.


Ж.Ж.Руссо восхищался Вивальди и даже сам играл на флейте некоторые отрывки из "Времен года", а сама техника исполнения подвигла Руссо написать следующее: "... что же делает живопись искусством подражания? Рисунок. Что делает музыку таким искусством? Мелодия. Люди во всем мире получают удовольствие, слушая прекрасные звуки, но если это удовольствие не оживляется привычными модуляциями мелодии, оно не вызовет восторга и не перейдет в наслаждение".


Вивальди – гений. И я очень рекомендую его сочинения к ознакомлению. С постижением такой музыки перед вами приоткроется завеса тайны музыки. Это увлекательное путешествие, длиною в жизнь…


С вами была Джиллиан Фрай-Барнс.

287 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все
bottom of page